Внедряем новые инструменты привлечения ресурсов по правилам

21 декабря Татьяна Черняева, директор АНО “Холл” проводила закрытую встречу для сотрудников некоммерческих организаций “Инструменты привлечения ресурсов: Практические рекомендации”. Особенность встречи – обзор инструментов с экономической и правовой точки зрения. Публикуем резюме встречи.

Некоммерческие организации – это организации, которые не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли. НКО создаются для решения широкого круга общественно значимых проблем, удовлетворения нематериальных потребностей широких слоев населения.

COVID-19 и экономические последствия санкций стали толчками для развития массой благотворительности: люди готовы жертвовать свое время (быть волонтерами), а также оказывать материальную поддержку, осуществлять пожертвования в денежной форме.

Сегодня сбор пожертвований стали осуществлять НКО и гражданские активисты, которые ранее не осуществляли этот вид деятельности. Отсутствие компетенций, в том числе в области фандрайзинга приводит к ошибкам, низким показателям эффективности.

В условиях динамично меняющейся внешней среды НКО требуются простые, доступные, легко внедряемые инструменты для сбора пожертвований.

Для достижения стоящих перед организаций целей требуются ресурсы. В соответствии с законодательством источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  • Дивиденды
  • Добровольные имущественные взносы и пожертвования
  • Выручка от реализации товаров, работ услуг,
  • Регулярные и единовременные поступления от учредителей
  • Доходы, получаемые от собственности НКО
  • Другие не запрещенные законом поступления

Фандрайзинг – это процесс привлечения ресурсов на деятельность НКО.

На практике НКО используют различные инструменты для привлечения денежных средств на осуществление своей деятельности. К ним относятся пожертвования, поступления от реализации продукции собственного производства и др.

Количество используемых инструментов зависит от уровня развития НКО, компетенций команды, тематического направления деятельности, региона осуществления деятельности.

Наиболее популярные инструменты привлечения ресурсов являются: платформы, QR-коды, кнопка на сайте, ящики для сбора пожертвований, наличные и реализация продукции

Каждый из инструментов имеет свои преимущества и недостатки. Некоторые из них, например сборы на личные карты, являются незаконными и не рекомендуются к использованию. Часть имеют негативную репутацию, поскольку также часто используются в мошеннических схемах, например, как ящики для сбора пожертвований.

Цифровые инструменты для сбора пожертвований на сегодняшний день являются наиболее безопасными, эффективными с точки зрения обеспечения прозрачности.

Краудфандинг (от англ. crowdfunding) – это способ коллективного финансирования, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей. Автор указывает сумму, которую необходимо собрать за это время, инвестор должен понимать: куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен бэкер получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере.

На выбор платформы влияет направление деятельности НКО, соответствие приоритетам платформы, размер трансакционных расходов на размещение и продвижение сборов (плата за размещение, размер комиссии).

Ограничением является наличие сложной для НКО процедуры верификации, ограниченным количеством заявок, что с одной стороны способствует повышению уровня доверия к НКО у населения, в с другой способствует увеличению цифрового разрыва между крупными и небольшими НКО.

Принцип работы платформ-агрегаторов такой же, как и у краудфандинговых платформ. После завершения срока сборов, средства переводятся в пользу НКО, если сумма собрана в полном объеме или больше запланированного объема.

Преимуществами платформ-агрегаторов является целевой характер средств, низкий размер комиссии, обеспечение прозрачности и открытости.

Использование платежных страниц на сайте помогает сделать процесс совершения пожертвования простым и быстрым для донора. Несмотря на то, что средства являются пожертвованием, полученные таким способом пожертвования облагаются налогом.

Несмотря на ограничения, является наиболее популярным инструментов среди НКО. Влияние на выбор того или иного инструмента оказывает: размер комиссии, рекомендации от коллег, опыт использования сервиса в качестве пользователя.

Использование QR-кодов позволяет оптимизировать расходы на привлечение ресурсов, делает процесс пожертвования простым, быстрым и удобным для жертвователей, а также позволит заменить традиционные способы и инструменты сбора пожертвований.

Ограничения на совершение пожертвований клиентами банков, отличных от банка, в котором открыт расчетный счет организации;

Сегодня для НКО доступно размещение продукции НКО Lamoda и OZON. Существует большое количество интернет-магазинов, где продается исключительно продукция конкретной НКО. Часть интернет-магазинов – это коммерческие организации, учредителями, которых являются НКО или ИП из числа актива организации. Таким образом, минимизируются риски, связанные с осуществлением коммерческой деятельности в НКО.

НКО самостоятельно производят товары и реализуют продукцию. Вырученные средства направляются на обеспечение работы НКО.

Эти инструменты используют организации, у которых технология работы с целевыми группами ориентирована на создание продукции для продажи.

Ограничениями являются высокие расходы на функционирование и продвижение и необходимость оплачивать налоги с полученных средств. Менее ресурсозатратным инструментом для НКО являются маркетплейсы, которые обладают уже выстроенной системой для реализации продукции.

Принцип работы приложений похож на работу платформы-агрегатора. Используются не только для привлечения ресурсов, но и как инструмент продвижения и обеспечения открытости и прозрачности.

Действующее законодательство, регулирующее деятельность НКО не в полной мере соответствует устоявшимся практикам и, по мнению авторов работы, способствует сохранению цифрового разрыва между НКО.

Для получения доступа к  цифровым продуктам НКО должна соответствовать большому количеству критериев прозрачности и открытость. Такие строгие требования необходимы для сохранения имиджа самой платформы, а также повышения доверия со стороны жертвователей, Вышеописанные факторы способствуют сохранению цифрового разрыва НКО.