Создаём продукт в НКО.

В НКО мыслят проектами и программами. Но эти программы состоят из небольших частей, которые по структуре заявки называются мероприятиями. Если говорить экономическими терминами, то это называется продуктом. Это слово мы и будем использовать далее обозначая все товары, работы, услуги, мероприятия. 

Для создания качественного продукта необходимо определить несколько блоков как то целевая аудитория, ценность продукта, партнеры, каналы сбыта и др. Остановимся на каждом из блоков подробно.

Целевая аудитория.

В самом начале необходимо определить тех представителей целевой аудитории, которые будут пользоваться продуктом. Чем точнее вы составите портреты своей целевой аудитории, тем проще будет предложить ваш продукт. 

О целевой аудитории мы писали в отдельном методическом материале. 

При определении целевой аудитории важно зафиксировать для кого вы создаете ценностное (выгодное) предложение какой и сегмент аудитории наиболее важен для вас. 

Ценность продукта.

Нужно описать ключевые причины, по которым  продукт приобретут именно у вас, а не у конкурентов. Другими словами – описать преимущества своего продукта. В перечень ценностей входят: новизна, надежность, удобство, эффективность, персональное предложение, стоимость, доступность, экономия. Ценности продукта должны коррелироваться с ценностями самой некоммерческой организации и ее стратегией. 

Ниже пе­ре­чис­ле­ны лишь неко­то­рые эле­мен­ты, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся цен­ность то­ва­ра или услу­ги для по­тре­би­те­ля.

Пре­иму­ще­ства могут быть ко­ли­че­ствен­ны­ми (такие как цена, ско­рость об­слу­жи­ва­ния) или ка­че­ствен­ны­ми (на­при­мер, ди­зайн, по­ло­жи­тель­ные эмо­ции кли­ен­та).

Но­виз­на – удо­вле­тво­ре­ние со­вер­шен­но новых по­треб­но­стей, ко­то­рых на рынке рань­ше про­сто не су­ще­ство­ва­ло. По­доб­ные цен­ност­ные пред­ло­же­ния ино­гда были свя­за­ны с тех­но­ло­ги­че­ски­ми до­сти­же­ни­я­ми. 

Про­из­во­ди­тель­ность – По­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти или про­из­во­ди­тель­но­сти. 

Из­го­тов­ле­ние на заказ – удо­вле­тво­рение ин­ди­ви­ду­аль­ных за­про­сов кли­ен­тов. 

«Де­лать свою ра­бо­ту» – по­мо­щь кли­ен­ту в вы­пол­не­нии ра­бо­ты. Например, ресурсные центры помогают НКО реализовывать свою миссию и делать мир лучше.

Ди­зайн — вы­де­ление среди ана­ло­гич­ных толь­ко за счет ди­зай­на. 

Бренд/ста­тус – де­мон­стра­ция опре­де­лен­но­го брен­да.

Цена – пред­ло­же­ние тех же пре­иму­ществ по более низ­кой цене. Этот критерий не рекомендуется использовать некоммерческим организациям. 

Умень­ше­ние рас­хо­дов – по­мощь по­тре­би­те­лям в сни­же­нии их рас­хо­дов. 

До­ступ­ность – до­ступ­ность для тех групп граж­дан, ко­то­рые ранее не имели к ним до­сту­па.

Удоб­ство/при­ме­ни­мость – удоб­ство ис­поль­зо­ва­ния продукта. Речь может идти об услугах на дому или в комфортной обстановке.  

Каналы сбыта.

Важно понимать, как вы будете взаимодействовать с целевой аудиторией. Когда речь идет о продуктах НКО, то важно еще и учитывать, кто будет платить за конечного потребителя. Это будет он сам или за него будет платить третья сторона. Например, занятия с логопедом для целевой аудитории будут бесплатны, а все расходы на проведение этих занятий будут оплачены за счет грантовых средств. Если  конечный благополучатель не самостоятельно оплачивает продукт, то необходимо выстраивать еще и отношения с лицом, который предоставляет финансирование. Другими словами, выстраивать систему фандрайзинга. 

Взаимоотношения с благополучателями.

Попробуйте описать  отношения с благополучателем и финансирующей стороной: как привлекаете первых и вторых, какими способами пытаетесь их удержать, как взаимодействуете.

Важно не только то, что вы предлагаете, но и то – как рассказываете о себе целевой аудитории и донору. Голос бренда должен соответствовать возрасту, интересам и потребностям аудитории. 

Источники финансирования.

В отношении НКО важно учитывать возможные источники финансирования. Это могут быть грантовые средства, пожертвования от физических и юридических лиц, субсидии, доходы от финансово-хозяйственной деятельности. 

Выбирая источник финансирования каждый критически оценивать каждого конкретного донора и посмотреть за какие выгоды готов платить, на что готов жертвовать, какие продукты приобретает сейчас (на какие проекты и программы жертвует сейчас). Проанализируйте еще и такой аспект – как оплачивают/жертвуют сейчас и как хотели бы.  

Ресурсы.

Клю­че­вые ре­сур­сы могут быть ма­те­ри­аль­ны­ми, фи­нан­со­вы­ми, ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми или че­ло­ве­че­ски­ми (пер­со­нал), имиджевыми. Некоммерческая организация может быть соб­ствен­ни­ком этих ре­сур­сов, брать их в наем или же по­лу­чать от клю­че­вых парт­не­ров.