Татьяна Черняева является экспертом нескольких грантовых конкурсов и читаю заявки как от НКО, так и от физических лиц. Как эксперту, ей довелось увидеть много прекрасных заявок с полезными, важными идеями в разных сферах деятельности. Когда читаешь обоснование общественной значимости проекта становится понятно, что проект не получит нужное количество баллов, а значит и финансирование. Чтобы понять, какие причины мешают получить достойные баллы были мы провели аналитическую работу.
Одним из первых эксперты оценивают актуальность и общественную значимость. Как должно выглядеть обоснование проекта, описание значимости:
- Сжато характеризует ситуацию, которая требует изменений
- Показывает круг тех, кого касается
- Представлены доказательства существования проблемы
- Дает количественную информацию, характеризующую проблему
- Объясняет, почему проблему можно решить сейчас.
Кого это касается: За 5 лет работы Фонда президентских грантов ни одной заявке не был выставлен максимальный балл.
Как выглядит на самом деле? Изучены 250 обоснований социальной значимости проектов, которые поданы в 2022 году на грантовые конкурсы Фонда президентских грантов.
Сжато характеризует ситуацию, которая требует изменений
35 % заявок выглядят как «сочинения на тему», выдержки научных статей и просто мысли около темы. 19% авторов не достаточно погружаются в проблему – собирают информацию по верхам. Описание начинается с одной темы, а завершается в совсем другой плоскости. Например, начинается с количества водных запасов, а заканчивается развитием усидчивости у детей школьного возраста.
Основной проблемой является необходимость популяризировать евразийскую интеграционную идею среди молодежи и предоставлять больше возможностей для молодых людей, занимающихся изучением международных отношений, применять полученные знания и навыки на практике.
Почему так бывает? Начинающая организация, автор не достаточно погружен в тематику, отсутствуют компетенции по написанию текстов, мало времени на сбор информации, заявку писали в последние часы.
Как решить? Изучать проблему до начала заявочной кампании, обсуждать проблему командой и с привлечением экспертов, запланировать достаточное количество времени для заполнения заявки и погружения в проблему во время заявочной кампании, направить текст на редактуру, поручить заполнение заявки опытному специалисту с нужными компетенциями.
Показывает круг тех, кого касается
Эту рекомендацию пропустили 39% авторов проектов.
тут можно выделить 2 аспекта:
- 46% – описание целевой аудитории общими словами, без объединяющих, характеризующих признаков.
- 54% – включение в описание целевой группы – людей в сложной жизненной ситуации – люди с ОВЗ, пожилые, дети, переселенцы, котики – даже если контекст проблемы не предусматривает.
Молодежь 5 вузов России;
5 Вузов, имеющие опыт проведения акселерационных мероприятий или акселерационные программы (акселераторы, инкубаторы, стартап студии и подобные программы.)
Почему так бывает? Автор хочет усилить общественную значимость или охват проекта.
Как решить?
- Прочитать рекомендации и конкурсную документацию, делать все строго в соответствии с ними.
- Исследовать стейкхолдеров и выделить целевую аудиторию.
- При разработке проекта выбрать один из аспектов проблемы.
- Отказаться от такого дробления целевой аудитории и использовать общую, но корректную формулировку
Представлены доказательства существования проблемы
Этот компонент пропускают 2\3 авторов. В 23% это Цитаты из высказываний лидеров мнений о данной проблематике или ссылки на статьи в СМИ.
По данным СМИ, количество прибывающих студентов из приграничных с Украиной республик будет расти, что подтверждается публикациями СМИ Ульяновской области.
Почему так бывает? Тут можно выделить 3 причины:
- Отсутствие компетенций по поиску информации. Сложно выбрать инструмент, не знают какие вопросы нужно задать.
- Автор проекта не обладает компетенциями по разработке проектов, заполнению грантовых заявок.
- Недостаточная погруженность в тему, отсутствие компетенций у команды.
Как решить? Развиваться, научиться искать информацию, изучать свою нишу, проводить собственные исследования, вести исследовательскую работу.
Дает количественную информацию, характеризующую проблему
- Наиболее популярные способы:
- Проведение собственных исследований.
- Анализ открытых источников информации.
- Анализ научной литературы.
33,6 % или 59 проектов содержат данные собственных исследований. В 90% случаев проводятся некачественные исследования, и данные не корректно интерпретируются и оформляются:
- При анализе открытых источников информации используются данные из открытых источников информации, но уже неактуальные. За прошедшие периоды, например, за 2019-20 года.
- Использование только относительных показателей, без указания общего числа респондентов.
- Сравнение относительных показателей с абсолютными, что не позволяет объективно сопоставить данные.
Почему так бывает? Отсутствие исследовательских компетенций, отсутствие ресурсов для проведения исследований. Учиться хотят, но не знают где – все сложно и непонятно.
Как можно решить? Стать самому исследователем, привлекать ресурсы на проведение исследований и анализа.
Объясняет почему проблему можно решить сейчас
10% заявок содержат логическое обоснование того, что можно сделать для решения заявленной проблемы.
Почему так бывает? Отсутствие компетенций по написанию заявок, разработке проектов.
Как решить? Развивать компетенции Делегировать
Из вышеописанного можно выделить распространенные ошибки авторов проектов:
- Низкое качество изложения текста
- Ссылки на нерелевантные источники информации
- Слабая доказательная база
- Широкая целевая аудитория
Все эти ошибки можно исправить, если системно изучать целевую аудиторию и тренды развития своей ниши. Для этого требуется развивать исследовательское и аналитическое направление в работе НКО.
Почему об этом важно говорить именно сейчас?
В современном мире и меняющихся условиях перед некоммерческими организациями стоит ряд вызовов:
– быстроменяющаяся внешняя среда. Условия внешней среды стремительно изменяются и требуется тратить ресурсы на изучение факторов влияния, адаптацию и анализ конкурентов.
– появление новых целевых групп, с которыми у НКО отсутствует опыт взаимодействия. НКО не знают их потребности и особенности, но существует запрос работу с ними и эту аудиторию необходимо изучать.
– запросы на новые продукты со стороны донорских организаций. НКО потребуется создавать новые продукты, под запросы органов власти, грантодающих организаций и т.д.
– запросы на новые продукты со стороны целевых групп. Благополучатели НКО хотят качественный и новационный продукт, даже готовы платить за него. НКО требуется работать с клиентским сервисом, уметь анализировать свои продукты, выявлять потребности и оперативно реагировать на них, изучать поведенческие сценарии своих благополучателей.
– ограниченность ресурсов и уменьшение доступа к ресурсам требует расчета показателей эффективности, анализа рисков, планирования и анализа своих продуктов.
Таким образом от НКО требуются компетенции. От уровня развитости и времени появления этих компетенций зависит уровень развития НКО, их существование в целом и качество некоммерческого сектора в целом.
[…] На встрече обсудим возможности профессионализации НКО в контексте глобальных вызовов. Татьяна Черняева представит аналитический доклад «Анализ ошибок НКО при обоснован… […]
[…] Татьяна Черняева представила доклад “Обзор ошибок НКО при обосновании общественной значимо…“. […]