Ликвидация – это страшное слово

Ликвидация – прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о ликвидации принимает высший орган управления некоммерческой организации. В автономных некоммерческих организациях это решение относится к компетенции учредителя/учредителей. В других унитарных организациях, например, в фондах – высший орган управления (Правление, Совет, Президиум и пр). В корпорациях (общественные организации и ассоциации) – общее собрание, конференция, съезд.

Высший орган управления принимает решение о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора. Формировать комиссию или назначать ликвидатора – надо прочитать устав и сформировать тот орган, который предусмотрен уставом. Ликвидационная комиссия – коллегиальный орган, т.е. минимум 2 человека. В заявлении по форме 15016 указываются сведения о руководителе ликвидационной комиссии или ликвидаторе. Сведения о других членах ликвидационной комиссии в форме не указываются. При заполнении формы на 1 странице в разделе «Причина представления заявления» рекомендуется указывать 3.

В территориальное управление Минюста в течение трех рабочих дней после даты принятия решения отправляется уведомление о ликвидации. Комплект документов:

  • заявление по форме 15016;
  • протокол/решение высшего органа управления.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. После этого право подписи переходит к руководителю ликвидационной комиссии/ликвидатору.

Рекомендуется подготовить 4-5 протоколов. Они приходятся на разных этапах ликвидации, для предоставления в различные органы.

После получения из территориального отделения Минюста России листа записи можно заказать публикацию в Вестнике государственной регистрации. Необходимо зарегистрироваться на сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/. Подробнее о подаче можно уточнить на сайте.

Подача документов на следующий этап ликвидации возможна минимум через 2 месяца после выхода публикации в Вестнике государственной регистрации.

В случае поступления исковых требований, предъявленных к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, процедура ликвидации приостанавливается до момента поступления в территориальное управление Минюста решения по такому иску.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в территориальное управление Минюста в течение пяти рабочих дней.

При наступлении срока предоставления промежуточного этапа в территориальное управление Минюста подается:

  • заявление по форме 15016 ;
  • протокол (решение) высшего органа управления.
  • промежуточный ликвидационный баланс.

При заполнении формы 15016 на 1 странице в разделе «Причина представления заявления» рекомендуется указывать 4.

Высший орган управления утверждает промежуточный ликвидационный баланс и акт ликвидационной комиссии/ликвидатора.

После регистрации промежуточного этапа можно подавать следующий комплект документов:

  • заявление по форме 15016;
  • протокол/решение высшего органа управления;
  • копия публикации в Вестнике;
  • ликвидационный баланс;
  • сведения об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.

При заполнении формы 15016 на 1 странице в разделе «Причина представления заявления» рекомендуется указывать 7.

Высший орган управления утверждает итоговый ликвидационный баланс и принимает решение об уничтожении печати. На этом этапе у НКО не должно быть задолженности по налогам и сборам, сдана вся отчетность в налоговые органы и внебюджетные формы.

Если на дату составления промежуточного ликвидационного баланса у организации отсутствуют имущество (в том числе денежные средства) и обязательства – подавать документы 2 и 3 этапа можно одновременно.

А если передумали?

Вывести организацию с процедуры ликвидации можно до момента государственной регистрации последнего этапа.

Другими словами, самый крайний срок отмены ликвидации – 2 рабочих дня с даты представления в Минюст документов на завершающий этап.

После регистрации промежуточного этапа можно подавать следующий комплект документов:

  • заявление по форме 15016;
  • протокол/решение высшего органа управления;

После отмены ликвидации в ЕГРЮЛ сведения о лице, которое действует без доверенности от имени организации и его должность остаются без изменений. Чтобы их изменить дополнительно требуется представлять следующий комплект документов:

После регистрации промежуточного этапа можно подавать следующий комплект документов:

  • заявление по форме 13014;
  • протокол/решение высшего органа управления;

Документы можно подавать как вместе с отказом от ликвидации, так и после его гос.регистрации.

Особенности подготовки документов на всех этапах ликвидации

Один экземпляр формы 15016 заверяется в нотариальном порядке. Во втором экземпляре на последней странице в соответствующих строках заявитель вписывает свои фамилию, имя и более 1 листа, прошиваются. Не месте прошивки указывается количество листов и ставится подпись заявителя. В зависимости от этапа ликвидации меняется только причина совершения действия, она выбирается на 1 странице и указывается цифра.

Документы предоставляются в 2 экземплярах (один из которых обязательно оригинал) в территориальное отделение Минюста России.