Как искать идеи?

Как контролировать процесс появления идей? А как направить его в нужное русло? Сегодня существует много десятков таких инструментов. Но, как и в любой другой сфере, есть более эффективные, а есть менее эффективные. Возможно, некоторые из них вы уже опробовали на себе.

В нашей подборке описание нескольких техник выработки идей и систематизации своих мыслей. Если нужна идея для проекта, события, еще чего-то другого. 

Мозговой штурм

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

Мозговой штурм строиться на четырех простых принципах:

  • Выскажите как можно больше идей. Ваша цель – количество, а не качество. Никакой критики до завершения мозгового штурма. Людей будет сдерживать возможная негативная оценка их идей.
  • Поощряйте нестандартные пути решения проблемы. Хоть дикие идеи могут быть и неосуществимы, они помогают направить разговор в нужном направлении и вдохновляют других участников мозгового штурма.
  • Объединяйте идеи. Поощрение совместной работы повышает моральный дух команды.

Модель мозгового штурма разработана для решения простых задач – придумать название кампании, создать слоган, определить эмоциональный тон и тому подобное. Более сложные проекты, которые требуют глубокого критического мышления или анализа, этому методу не поддаются.

Шесть шляп

Автор методики – Эдвард де Боно. Иногда еще методика называется  методика шляп де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра и является разновидностью мозгового штурма. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры.

Ментальные карты

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

Синектика

Автор техники считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

Метод фокальных объектов

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

Морфологический анализ

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

Расшифровка

Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

Метод Киплинга

Метод Киплинга позволяет анализировать проблемы и развивать идеи с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто? Эти вопросы хорошо использовать во время восстанавливающей креативной сессии, когда команда устала и поток идей иссяк. Отвечая на них, вы активизируете своё восприятие и стимулируете появление новых вопросов. Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон, найти новые решения или выбрать идеи для дальнейшего развития.

Цель

Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон или найти новые решения. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития. Он призван помочь лучше понять проблему.

Правила

Используйте метод при работе с конкретными задачами или идеями. Постарайтесь активизироваться и мобилизовать команду с помощью приведённых ниже вопросов. Отвечая на них, вы сможете как следует разобраться в проблеме (идее) и, следовательно, под разными углами рассмотреть их сильные и слабые стороны.

Дополнительные вопросы

  • Сколько?
  • Почему бы и нет?
  • Каков срок?
  • В каком месте?
  • Кто с этим справится?
  • Где ещё?
  • Когда?
  • В чём состоит проблема?
  • Где это происходит?
  • Когда это происходит?
  • Почему это происходит?
  • Как преодолеть эти трудности?
  • Кого надо привлечь?
  • Как узнать, что проблема решена?

Можно и нужно

  • Отвечать на вопросы.
  • Быть честным.
  • Испытывать себя с помощью вопросов, требующих развёрнутого ответа.
  • Мыслить критически.
  • Быть конкретным.

Нельзя

  • Пропускать вопросы, ответы на которые кажутся слишком простыми.
  • Лгать.
  • Слишком увлекаться деталями.

Роль куратора

В обязанности куратора входит озвучивание вопросов и контроль того, чтобы на все вопросы были даны конкретные ответы, приносящие пользу проекту.

120 комнат

Дом из 120 комнат! Для чего бы вы использовали первую, вторую, третью, остальные? «120 комнат» — идеальный метод, если нужно подтолкнуть команду и ускорить работу над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках проекта или сессии.

Представьте себе дом из 120 комнат, где каждая комната имеет своё назначение. «120 комнат» — метод генерации идей с помощью воображения и творческого мышления, позволяющий участникам изменить угол обзора и мыслить абсурдно. Однако суть состоит не в придумывании новых комнат, а в наполнении их содержанием и функциями.

Можно и нужно:

  • Активизировать своё восприятие.
  • Использовать воображение.
  • Мыслить абсурдно.

Нельзя:

  • Оставлять комнаты пустыми.

Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. В его обязанности входит контроль за проведением анализа упражнения.

Вопросы для анализа

  • Как вы думаете, зачем мы это делали?
  • Чему вы научились благодаря этому упражнению?
  • Как всё прошло?
  • Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?
  • Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Яблоки

«Яблоки» — это творческое упражнение, которое помогает оценить важность большого количества идей в процессе генерации. 

«Яблоки» — это творческое упражнение, которое используется для демонстрации того, как важно смотреть на предмет с разных точек зрения и генерировать много идей. Это упражнение раздвигает границы привычного восприятия, стимулирует размышления в новых направлениях и освоение новых углов зрения. Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. 99% идей не оригинальны. Чтобы найти 1%, нужно искать новый взгляд на проблему.

Используйте этот метод в начале креативной сессии или в случае застревания на этапе генерации идей.

Правила

Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. Сначала группе или человеку даётся задание: в полной тишине нарисовать на чистом листе бумаги как можно больше яблок. Время выполнения ограничено 10-15 минутами. Существует несколько версий метода. Для наблюдения за ходом работы группы или отдельного участника можно заранее начертить на бумаге ячейки и попросить участников последовательно заполнять их рисунками.

Можно и нужно:

  • Активизировать своё восприятие.

Нельзя:

  • Разговаривать во время упражнения.

Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. Важно, чтобы куратор никаким образом не помогал участникам выполнять задание.

Вопросы после упражнения

  • Как вы думаете, зачем мы это делали?
  • Чему вы научились благодаря этому упражнению?
  • Как всё прошло?
  • Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?
  • Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Успехов и новых идей!