Как контролировать процесс появления идей? А как направить его в нужное русло? Сегодня существует много десятков таких инструментов. Но, как и в любой другой сфере, есть более эффективные, а есть менее эффективные. Возможно, некоторые из них вы уже опробовали на себе.
В нашей подборке описание нескольких техник выработки идей и систематизации своих мыслей. Если нужна идея для проекта, события, еще чего-то другого.
Мозговой штурм
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
Мозговой штурм строиться на четырех простых принципах:
- Выскажите как можно больше идей. Ваша цель – количество, а не качество. Никакой критики до завершения мозгового штурма. Людей будет сдерживать возможная негативная оценка их идей.
- Поощряйте нестандартные пути решения проблемы. Хоть дикие идеи могут быть и неосуществимы, они помогают направить разговор в нужном направлении и вдохновляют других участников мозгового штурма.
- Объединяйте идеи. Поощрение совместной работы повышает моральный дух команды.
Модель мозгового штурма разработана для решения простых задач – придумать название кампании, создать слоган, определить эмоциональный тон и тому подобное. Более сложные проекты, которые требуют глубокого критического мышления или анализа, этому методу не поддаются.
Шесть шляп
Автор методики – Эдвард де Боно. Иногда еще методика называется методика шляп де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра и является разновидностью мозгового штурма. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры.
Ментальные карты
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
Синектика
Автор техники считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
Метод фокальных объектов
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
Морфологический анализ
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
Метод Киплинга
Метод Киплинга позволяет анализировать проблемы и развивать идеи с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто? Эти вопросы хорошо использовать во время восстанавливающей креативной сессии, когда команда устала и поток идей иссяк. Отвечая на них, вы активизируете своё восприятие и стимулируете появление новых вопросов. Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон, найти новые решения или выбрать идеи для дальнейшего развития.
Цель
Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон или найти новые решения. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития. Он призван помочь лучше понять проблему.
Правила
Используйте метод при работе с конкретными задачами или идеями. Постарайтесь активизироваться и мобилизовать команду с помощью приведённых ниже вопросов. Отвечая на них, вы сможете как следует разобраться в проблеме (идее) и, следовательно, под разными углами рассмотреть их сильные и слабые стороны.
Дополнительные вопросы
- Сколько?
- Почему бы и нет?
- Каков срок?
- В каком месте?
- Кто с этим справится?
- Где ещё?
- Когда?
- В чём состоит проблема?
- Где это происходит?
- Когда это происходит?
- Почему это происходит?
- Как преодолеть эти трудности?
- Кого надо привлечь?
- Как узнать, что проблема решена?
Можно и нужно
- Отвечать на вопросы.
- Быть честным.
- Испытывать себя с помощью вопросов, требующих развёрнутого ответа.
- Мыслить критически.
- Быть конкретным.
Нельзя
- Пропускать вопросы, ответы на которые кажутся слишком простыми.
- Лгать.
- Слишком увлекаться деталями.
Роль куратора
В обязанности куратора входит озвучивание вопросов и контроль того, чтобы на все вопросы были даны конкретные ответы, приносящие пользу проекту.
120 комнат
Дом из 120 комнат! Для чего бы вы использовали первую, вторую, третью, остальные? «120 комнат» — идеальный метод, если нужно подтолкнуть команду и ускорить работу над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках проекта или сессии.
Представьте себе дом из 120 комнат, где каждая комната имеет своё назначение. «120 комнат» — метод генерации идей с помощью воображения и творческого мышления, позволяющий участникам изменить угол обзора и мыслить абсурдно. Однако суть состоит не в придумывании новых комнат, а в наполнении их содержанием и функциями.
Можно и нужно:
- Активизировать своё восприятие.
- Использовать воображение.
- Мыслить абсурдно.
Нельзя:
- Оставлять комнаты пустыми.
Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. В его обязанности входит контроль за проведением анализа упражнения.
Вопросы для анализа
- Как вы думаете, зачем мы это делали?
- Чему вы научились благодаря этому упражнению?
- Как всё прошло?
- Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?
- Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?
Яблоки
«Яблоки» — это творческое упражнение, которое помогает оценить важность большого количества идей в процессе генерации.
«Яблоки» — это творческое упражнение, которое используется для демонстрации того, как важно смотреть на предмет с разных точек зрения и генерировать много идей. Это упражнение раздвигает границы привычного восприятия, стимулирует размышления в новых направлениях и освоение новых углов зрения. Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. 99% идей не оригинальны. Чтобы найти 1%, нужно искать новый взгляд на проблему.
Используйте этот метод в начале креативной сессии или в случае застревания на этапе генерации идей.
Правила
Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. Сначала группе или человеку даётся задание: в полной тишине нарисовать на чистом листе бумаги как можно больше яблок. Время выполнения ограничено 10-15 минутами. Существует несколько версий метода. Для наблюдения за ходом работы группы или отдельного участника можно заранее начертить на бумаге ячейки и попросить участников последовательно заполнять их рисунками.
Можно и нужно:
- Активизировать своё восприятие.
Нельзя:
- Разговаривать во время упражнения.
Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. Важно, чтобы куратор никаким образом не помогал участникам выполнять задание.
Вопросы после упражнения
- Как вы думаете, зачем мы это делали?
- Чему вы научились благодаря этому упражнению?
- Как всё прошло?
- Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?
- Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?
Успехов и новых идей!