Как искать идеи?

Как контролировать процесс появления идей? А как направить его в нужное русло? Сегодня существует много десятков таких инструментов. Но, как и в любой другой сфере, есть более эффективные, а есть менее эффективные. Возможно, некоторые из них вы уже опробовали на себе.

В нашей подборке описание нескольких техник выработки идей и систематизации своих мыслей. Если нужна идея для проекта, события, еще чего-то другого. 

Мозговой штурм

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

Мозговой штурм строиться на четырех простых принципах:

  • Выскажите как можно больше идей. Ваша цель – количество, а не качество. Никакой критики до завершения мозгового штурма. Людей будет сдерживать возможная негативная оценка их идей.
  • Поощряйте нестандартные пути решения проблемы. Хоть дикие идеи могут быть и неосуществимы, они помогают направить разговор в нужном направлении и вдохновляют других участников мозгового штурма.
  • Объединяйте идеи. Поощрение совместной работы повышает моральный дух команды.

Модель мозгового штурма разработана для решения простых задач – придумать название кампании, создать слоган, определить эмоциональный тон и тому подобное. Более сложные проекты, которые требуют глубокого критического мышления или анализа, этому методу не поддаются.

Шесть шляп

Автор методики – Эдвард де Боно. Иногда еще методика называется  методика шляп де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра и является разновидностью мозгового штурма. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры.

Ментальные карты

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

Синектика

Автор техники считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

Метод фокальных объектов

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

Морфологический анализ

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

Расшифровка

Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

Метод Киплинга

Метод Киплинга позволяет анализировать проблемы и развивать идеи с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто? Эти вопросы хорошо использовать во время восстанавливающей креативной сессии, когда команда устала и поток идей иссяк. Отвечая на них, вы активизируете своё восприятие и стимулируете появление новых вопросов. Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон, найти новые решения или выбрать идеи для дальнейшего развития.

Цель

Этот метод может помочь, когда требуется взглянуть на проблему с разных сторон или найти новые решения. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития. Он призван помочь лучше понять проблему.

Правила

Используйте метод при работе с конкретными задачами или идеями. Постарайтесь активизироваться и мобилизовать команду с помощью приведённых ниже вопросов. Отвечая на них, вы сможете как следует разобраться в проблеме (идее) и, следовательно, под разными углами рассмотреть их сильные и слабые стороны.

Дополнительные вопросы

Сколько?

Почему бы и нет?

Каков срок?

В каком месте?

Кто с этим справится?

Где ещё?

Когда?

В чём состоит проблема?

Где это происходит?

Когда это происходит?

Почему это происходит?

Как преодолеть эти трудности?

Кого надо привлечь?

Как узнать, что проблема решена?

Пример

Что мы разрабатываем? Чемодан.

Где его можно произвести? На фабрике за городом.

Когда это лучше сделать? Завтра.

Сколько времени это займёт? Три дня.

Зачем мы его делаем? Он пригодится в отпуске.

Кто его увидит? Все, кто встретится нам за время путешествия.

В чём его назначение? Во время путешествия мне нужно куда-то складывать вещи.

Можно и нужно

Отвечать на вопросы.

Быть честным.

Испытывать себя с помощью вопросов, требующих развёрнутого ответа.

Мыслить критически.

Быть конкретным.

Нельзя

Пропускать вопросы, ответы на которые кажутся слишком простыми.

Лгать.

Слишком увлекаться деталями.

Роль куратора

В обязанности куратора входит озвучивание вопросов и контроль того, чтобы на все вопросы были даны конкретные ответы, приносящие пользу проекту.

120 комнат

Дом из 120 комнат! Для чего бы вы использовали первую, вторую, третью, остальные? «120 комнат» — идеальный метод, если нужно подтолкнуть команду и ускорить работу над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках проекта или сессии.

Представьте себе дом из 120 комнат, где каждая комната имеет своё назначение. «120 комнат» — метод генерации идей с помощью воображения и творческого мышления, позволяющий участникам изменить угол обзора и мыслить абсурдно. Однако суть состоит не в придумывании новых комнат, а в наполнении их содержанием и функциями.

Можно и нужно:

  • Активизировать своё восприятие.
  • Использовать воображение.
  • Мыслить абсурдно.

Нельзя:

  • Оставлять комнаты пустыми.

Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. В его обязанности входит контроль за проведением анализа упражнения.

Вопросы для анализа

  • Как вы думаете, зачем мы это делали?
  • Чему вы научились благодаря этому упражнению?
  • Как всё прошло?
  • Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?
  • Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Яблоки

«Яблоки» — это творческое упражнение, которое помогает оценить важность большого количества идей в процессе генерации. 

«Яблоки» — это творческое упражнение, которое используется для демонстрации того, как важно смотреть на предмет с разных точек зрения и генерировать много идей. Это упражнение раздвигает границы привычного восприятия, стимулирует размышления в новых направлениях и освоение новых углов зрения. Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. 99% идей не оригинальны. Чтобы найти 1%, нужно искать новый взгляд на проблему.

Используйте этот метод в начале креативной сессии или в случае застревания на этапе генерации идей.

Правила

Упражнение можно проводить как в группе, так и самостоятельно. Сначала группе или человеку даётся задание: в полной тишине нарисовать на чистом листе бумаги как можно больше яблок. Время выполнения ограничено 10-15 минутами. Существует несколько версий метода. Для наблюдения за ходом работы группы или отдельного участника можно заранее начертить на бумаге ячейки и попросить участников последовательно заполнять их рисунками.

Можно и нужно:

  • Активизировать своё восприятие.

Нельзя:

  • Разговаривать во время упражнения.

Куратор проводит инструктаж участников и следит за соблюдением правил. Важно, чтобы куратор никаким образом не помогал участникам выполнять задание.

Вопросы после упражнения

  • Как вы думаете, зачем мы это делали?
  • Чему вы научились благодаря этому упражнению?
  • Как всё прошло?
  • Хотели бы вы изменить что-нибудь в следующий раз?
  • Кажется ли вам, что занятие принесло проекту пользу? Каким образом?

Успехов и новых идей!