Цифровые манеры

Онлайн стирает границы. И мы не о «путешествиях» по гугл-мэп или созвонах с друзьями в других странах. Скорее о том, что, не видя собеседника лично, мы порой забываем, что «на линии» живой человек и с ним нужно общаться так же уважительно и бережно, как если бы это была коммуникация лицом к лицу. В эпоху удалёнки это особенно важно, поэтому решили напомнить о базовых правилах цифрового этикета.

Этика виртуального общения появилась не три года назад, когда коронавирус «загнал» всех домой и заставил перенести работу в онлайн. Она возникла намного раньше, вместе с самим интернетом, и всё это время меняется, отвечая типу общественного сознания и получая разные имена. В 1994 году, например, программист Вирджиния Ши назвала её «Нетика» и посвятила правилам взаимоотношений в интернете книгу. Это была одна из первых попыток систематизировать эти принципы.

Сегодня обращаться к литературе в твёрдой обложке, чтобы понять, как вести себя в диджитал-пространстве, уже не обязательно. Новые традиции диктуют сама жизнь и её переменчивость. Появляются всё более современные форматы связи, а за ними — и новые нормы нашего взаимодействия. Да, сейчас мы знаем, как вести беседу в «Телеграме» с кем бы то ни было, но ещё 10 лет назад мы умели обмениваться только эсэмэсками. Это говорит о том, что цифровая этика следует за техническим прогрессом и процесс её развития продолжается.

При этом какие-то её нормы всё же остаются в статике, так как во многом совпадают с пунктами экологичного общения в офлайне. Ведь в центре любой коммуникации человек, и не важно, сидит ли он на соседнем стуле или за тысячи километров смотрит на тебя через экран ноутбука. Субординация, которую мы соблюдаем с коллегами в жизни, неотделима от той, что необходимо сохранять и в интернет-коммуникациях.

Правил не так уж много, но для каждого способа цифрового контакта они свои. И если в новой реальности мы чаще всего «слышим» друг друга в Сети, лучше всего, чтобы наши послания не были искажены и не причиняли собеседнику дискомфорт. Раз в детстве нас учат держать нож и вилку в нужной руке, говорить «спасибо/пожалуйста» и уступать место старшим в транспорте, то почему нельзя освоить и кибервежливость? Ей тоже учатся, поэтому составили своеобразный «Кодекс онлайн-чести», чтобы вы могли писать и звонить другим членам команды, оставаясь их самым интеллигентным и учтивым коллегой.

Законы письменности

Иными словами — советы, как вести рабочее общение в мессенджерах. Кажется, что нам не нужна инструкция, чтобы переписываться в «Ватсапе» или «Телеграме», — мы так часто это делаем, что всё работает на уровне мышечной памяти. Но если в личных переписках всё просто и понятно, то в деловых — обязательных моментов всё же больше.✓ Учитывайте разницу часовых поясов, прежде чем писать✓ Укладывайте» все мысли в одно сообщение✓ Помните, что голосовые сообщения — только с разрешения✓ Придерживайтесь нейтрального стиля в разговоре✓ Следите за интонациями✓ Не оставляйте сообщения коллег без ответа

Законы коллективного сознательного

Речь пойдёт про рабочие чаты. Все предыдущие пункты можно и нужно применить и к ним, добавив ещё немного важного:✓ Избегайте флуда✓ Не выключайте уведомления чата в рабочие часы✓ Не пренебрегайте приватной перепиской и тегированием

Законы переговоров

Как бы некоторым интровертам ни хотелось, уместить все рабочие процессы и коммуникации только в сообщения и электронные письма не выйдет. Иногда продуктивнее позвонить, чем расписывать, — это сэкономит всем время и упростит понимание. Как быть, если звонить по работе коллеге, заказчику или партнёру нужно вам?✓ Договоритесь о беседе заранее✓ Назначьте время созвона✓ Не звоните без согласования

Видеозвонки — отдельная глава цифровой предупредительности. Онлайн-планёрки давно стали частью рутины многих компаний, но любят их не все. Некоторым всё ещё тревожно: как они и всё вокруг них выглядит на экране. Именно поэтому лучше всего отвести в доме специальное место, где всё располагает к совещаниям с картинкой: хороший свет, гармоничный интерьер и тишина. И да: подобное стеснение точно не повод, чтобы не включать камеру вообще. Как оказалось, чёрный экран вместо живого человека может задеть коллег.

Ещё один совет: относитесь к рабочим видеосозвонам так же, как к любым деловым встречам. Не выходите в «эфир», едва проснувшись, в пижаме или старой растянутой майке. Знаем, что иногда хоум-офис в этом плане сильно расслабляет, но всё же уделите внимание внешнему виду — коллегам будет приятно видеть вас свежим, да и вы сами будете чувствовать себя увереннее.

Когда вы понимаете, что фоновый шум может сильно резонировать и вклиниваться в беседу, отключите микрофон и включайте его тогда, когда нужно вставить реплику. И, конечно, не занимайтесь параллельными делами во время видеозвонка. Осознавайте, что сейчас вы на работе, пусть физически и в любимом домашнем кресле.

И последнее: не будьте слишком строги и дайте новой форме этики окрепнуть.

Если этикет в традиционном смысле достался нам «по наследству», то над тактом в онлайне мы работаем сами, прямо сейчас. Впрочем, ничего не стоит на месте, и общество меняется постоянно — иногда глобально, иногда не так очевидно, но всё же меняется. Пожалуй, чтобы быть вежливым и приятным в общении в таком ритме жизни, достаточно и правда просто оставаться чутким и внимательным ко времени и ресурсам другого. Скрестим пальцы, чтобы эта настройка присутствовала в каждом.

Источник