Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Такое определение дает ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”.
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
Другими словами, благотворительность – это не обязательно бесплатно. Чтобы заниматься благотворительностью не нужно спрашивать ни у кого разрешения, не требуется никого уведомлять, необязательно работать в НКО, это может быть личная инициатива любого человека. Благотворительность может прикладываться к чему угодно и уместна в любой сфере. Эти же нормы нашли отражение в 135-ФЗ.
Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Но есть и прямые ограничения. Например, направление поддержки коммерческим компаниям, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.
Для НКО есть определенные правила. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Важно, что для осуществления вышеперечисленной деятельности не обязательно иметь статус благотворительной организации. Но статус благотворительной организации, (наличие слова «благотворительная» в наименовании и цель соответствующая цель) дает некоторые преимущества, например, налоговые льготы, «льготные» ОКВЭДы, приоритет в получении государственной поддержки.
Ограничениями благотворительной организации являются:
- обязанность составления благотворительных программ и соблюдение соотношения принципа 80/20. Возможность использования на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования
- члены высшего органа управления и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.
- обязанность ежегодно представлять в управление Минюста РФ по региону отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности благотворительной организации, нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Отчет представляется в тот же срок, что и отчетность в налоговые органы.