Для комплексного изучения актуальности проблемы важно учитывать внешнюю среду организации.
Проект или программа, которые являются конкурентоспособными и новационными, сегодня на завтрашнем грантовом конкурсе не смогут набрать проходной балл. Необходимо развивать понимание существующих условий и тенденций развития проектов. Конечно, сложно спрогнозировать будущее, особенно в условиях кризиса, но можно выдвинуть ряд гипотез, которые могут послужить направляющими для будущего проекта. Предполагая, как будут развиваться внутрисекторальные, отраслевые, макроэкономические факторы, какими будут общие ключевые тенденции, мы получим «дизайн-пространство» для разработки проектов.
Если организация работает, а ее лидеры погружены в повестку сектора, региона, то определить тренды не составит труда. Однако обращайте внимание
Новичкам будет немного сложнее, но их преимуществом является новое видение и отсутствие «шор». О таком многие лидеры только мечтают.
Для анализа конкурентов ответьте на вопросы:
- Кто основные конкуренты организации?
- Сколько еще организаций и учреждений занимается решением этой или схожих проблем на вашей территории?
- Какую долю от целевой группы охватывают ваши конкуренты?
- Что конкуренты делают лучше всего при решении проблемы целевых групп?
- В чем слабость конкурентов вашей организации?
- Что организация предпринимает для противостояния конкурентам?
- Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?
- В чем сильна команда организации?
- Какие товары, работы, услуги, продукты, проекты, являются заменителями вашего проекта?
Ответы на полученные вопросы, помогут получить дополнительную информацию о проблематике, найти оптимальные инструменты для решения заявленной проблемы.
Вот что узнала Женя, пока собирала информацию. В школе на уроках природоведения проводятся беседы со школьниками о том, как собирать цветы. Лесничий проводит открытые уроки, но детям они не нравятся, потому что скучно. Значит, все дети проинформированы, но почему-то не воспринимают эту информацию к сведению. Возможно, что-то не так с методикой донесения информации. Надо спросить детей, а еще послушать что там и как говорят.
Новационность проекта является конкурентным преимуществом, но если это зафиксировано в проектной заявке, а также критерием оценки проекта.
Для определения уникальности проекта помогут ответы на следующие вопросы:
- Что именно требуется значительно увеличить по сравнению с существующими отраслевыми стандартами?
- Какие факторы, из никогда ранее не предлагавшихся, в нише стоит создать?
- Какие менее ценные элементы предложения или услуги можно сократить или
исключить?
- Какие элементы предложения или услуги могут быть усилены или созданы заново?
- Как изменения ценностного предложения проекта повлияют на потребительскую сторону проекта?
- На какие сегменты целевой аудитории следует обратить внимание, какие сегменты целевой группы можно сократить или исключить?
- Что действительно нужно новым потребительским сегментам?
Женя читала массив данных и поняла, что не существует программы, которая бы сигнализировала о покушениях на растения. Но это будет дорого, а результаты сомнительны. А еще можно отдельно выращивать цветы с детьми, чтобы они собирали в специально отведенном месте, а места естественного произрастания не трогали – сделать такие питомники для кандыка. Но это еще не точно, надо же согласовать с руководителем, потому что это ресурсозатратные проекты.
Возможно, если сменить целевую аудиторию и вектор проекта на создание охраняемых зон проведение праздников кандыка, массовые высадки растения, то это будет гораздо эффективнее. Надо посчитать?
Можно просто сделать приоритизацию по баллам и свести в рейтинг итоговой команде, а можно сделать турнирную таблицу.
Что означает термин PEST-анализ
PEST-анализ – инструмент, который помогает определить последствия влияния внешних факторов, оценить их значимость для организации в перспективе.
Суть PEST-анализа состоит в исследовании внешнего окружения, косвенно влияющего на деятельность организации и на которое сама организация повлиять не может. Собственно, основные факторы макросреды, которые оказывают наиболее существенное влияние на на любую организацию, и составляют аббревиатуру PEST:
- Politics. Политические факторы подразумевают анализ влияния государства, органов власти, налогового законодательства.
- Economics. Экономические факторы охватывают уровень цен и заработной платы, стоимость ресурсов, общий уровень развития экономики и рынка и прочее.
- Socio-culture. Социокультурные факторы предполагают изучение поведения потребителей, общепринятых привычек, демографической структуры, культурных особенностей и так далее.
- Technology. Технологические факторы включают исследование различных технологических изменений: политики в отношении интеллектуальной собственности, новых технологий и разработок, оптимизации технического оборудования и т.д.
Анализ перечисленных внешних факторов помогает всесторонне оценить текущее положение организации а нише и спрогнозировать ее наиболее вероятное будущее.
PEST-анализ рекомендуется проводить для крупных и долгосрочных проектов и программ, для краткосрочных или небольших проектов достаточно учитывать данные анализа, проведенного для организации в целом.