Анализ внешней среды организации

Для комплексного изучения актуальности проблемы важно учитывать внешнюю среду организации.

Проект или программа, которые являются конкурентоспособными и новационными, сегодня на завтрашнем грантовом конкурсе не смогут набрать проходной балл.  Необходимо развивать понимание существующих условий и тенденций развития проектов. Конечно, сложно спрогнозировать будущее, особенно в условиях кризиса, но можно выдвинуть ряд гипотез, которые могут послужить направляющими  для будущего проекта. Предполагая, как будут развиваться внутрисекторальные, отраслевые, макроэкономические факторы, какими будут общие ключевые тенденции, мы получим «дизайн-пространство» для разработки проектов.  

Если организация работает, а ее лидеры погружены в повестку сектора, региона, то определить тренды не составит труда.  Однако обращайте внимание

Новичкам будет немного сложнее, но их преимуществом является новое видение и отсутствие «шор».  О таком многие лидеры только мечтают.

Для анализа конкурентов ответьте на вопросы:

  • Кто основные конкуренты организации?
  • Сколько еще организаций и учреждений занимается решением этой или схожих проблем на вашей территории?
  • Какую долю от целевой группы охватывают ваши конкуренты?
  • Что конкуренты делают лучше всего при решении проблемы целевых групп?
  • В чем слабость конкурентов вашей организации?
  • Что организация предпринимает для противостояния конкурентам?
  • Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?
  • В чем сильна команда организации?
  • Какие товары, работы, услуги, продукты, проекты, являются заменителями вашего проекта?

Ответы на полученные вопросы, помогут получить дополнительную  информацию о проблематике, найти оптимальные инструменты для решения заявленной проблемы.

Вот что узнала Женя, пока собирала информацию. В школе на уроках природоведения проводятся беседы со школьниками о том, как собирать цветы. Лесничий проводит открытые уроки, но детям они не нравятся, потому что скучно.  Значит, все дети проинформированы, но почему-то не воспринимают эту информацию к сведению. Возможно, что-то не так с методикой донесения информации. Надо спросить детей, а еще послушать что там и как говорят.

Новационность проекта является конкурентным преимуществом, но если это зафиксировано в проектной заявке, а также критерием оценки проекта.  

Для определения уникальности проекта помогут ответы на следующие вопросы:

  • Что именно требуется значительно увеличить по сравнению с существующими отраслевыми стандартами?
  • Какие факторы, из никогда ранее не предлагавшихся, в нише стоит создать?
  • Какие менее ценные элементы предложения или услуги можно сократить или

исключить?

  • Какие элементы предложения или услуги могут быть усилены или созданы заново?
  • Как изменения ценностного предложения проекта повлияют на потребительскую сторону проекта?
  • На какие сегменты целевой аудитории следует обратить внимание, какие сегменты целевой группы можно сократить или исключить?
  • Что действительно нужно новым потребительским сегментам?

Женя читала массив данных и поняла, что не существует программы, которая бы сигнализировала о покушениях на растения. Но это будет дорого, а результаты сомнительны. А еще можно отдельно выращивать цветы с детьми, чтобы они собирали в специально отведенном месте, а места естественного произрастания не трогали – сделать такие питомники для кандыка. Но это еще не точно, надо же согласовать с руководителем, потому что это ресурсозатратные проекты.

Возможно, если сменить целевую аудиторию и вектор проекта на создание охраняемых зон проведение праздников кандыка, массовые высадки растения, то это будет гораздо эффективнее. Надо посчитать?

Можно просто сделать приоритизацию по баллам и свести в рейтинг итоговой команде, а можно сделать турнирную таблицу.

Что означает термин PEST-анализ

PEST-анализ – инструмент, который помогает определить последствия влияния внешних факторов, оценить их значимость для организации в перспективе.

Суть PEST-анализа состоит в исследовании внешнего окружения, косвенно влияющего на деятельность организации и на которое сама организация повлиять не может. Собственно, основные факторы макросреды, которые оказывают наиболее существенное влияние на на любую организацию, и составляют аббревиатуру PEST:

  1. Politics. Политические факторы подразумевают анализ влияния государства, органов власти, налогового законодательства.
  2. Economics. Экономические факторы охватывают уровень цен и заработной платы, стоимость ресурсов, общий уровень развития экономики и рынка и прочее.
  3. Socio-culture. Социокультурные факторы предполагают изучение поведения потребителей, общепринятых привычек, демографической структуры, культурных особенностей и так далее.
  • Technology. Технологические факторы включают исследование различных технологических изменений: политики в отношении интеллектуальной собственности, новых технологий и разработок, оптимизации технического оборудования и т.д.

Анализ перечисленных внешних факторов помогает всесторонне оценить текущее положение организации а нише и спрогнозировать ее наиболее вероятное будущее.

PEST-анализ рекомендуется проводить для крупных и долгосрочных проектов и программ, для краткосрочных или небольших проектов достаточно учитывать данные анализа, проведенного для организации в целом.