Как подавать документы на регистрацию НКО?

Давно хотелось писать все способы предоставления документов на регистрацию некоммерческой организации. Но сначала надо было все попробовать сделать ручками. Попробовала и теперь пишу.

Лично

Заявитель лично посещает территориальный орган Минюста и предоставляет весь комплект документов.

Нотариально заверять подпись не требуется если НКО создается единственным учредителем. Заявитель подписывает форму при сотруднике Минюста РФ.

Если учредителей 2 и более, то требуется нотариальное заверение подписи каждого из учредителей. В ряде регионов, например, Красноярский край, Томская область, допускается заверение подписи сотрудниками Минюста РФ, когда в протоколе о создании определено лицо, которое будет выступать заявителем (ответственное за предоставление документов).

Перед посещением уточните, требуется ли прошивать форму 11001, и позаботьтесь, чтобы все необходимое для прошивки было у вас собой.

По доверенности

Единственным отличием от личного визита является обязательное нотариальное заверение подписи учредителей в форме 11001.

В условиях карантина не рекомендуется использовать. Потому что ваше доверенное лицо отправит эти документы по почте или отнесет и опустит в общий ящик для документов.

По почте

При отправке документов по почте России или курьерской службой важно обратить внимание на два момента.

Первый – обязательное нотариальное заверение подписи учредителей в форме 11001.Второйсрок рассмотрения документов начинается на следующий день, после фактического получения документов в канцелярию. Например, вы отправили документы по почте 01 апреля, в канцелярию Минюста они попали 10 апреля, срок рассмотрения будет начинаться с 11 апреля.

Документы необходимо отправлять ценным письмом с описью вложения. Иногда документы теряются, иногда их забывают выдавать, иногда Минюст почту не получает неделями.  Это рискованный способ отправки документов, рекомендуем прибегать к нему только в случае крайней необходимости.

Отправка курьерской службой надежнее и быстрее, но требует дополнительных расходов. Средняя стоимость обычной отправки 250 рублей. В зависимости от региона стоимость может отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону.

Через нотариуса

Для визита к нотариусу необходимо распечатать и прошить один комплект документов. Форма 11001 не прошивается и не подписывается.

При подаче документов через нотариуса пошлина не оплачивается.

Нотариус заверяет подпись на форме 11001, сканирует все документы, заверяет своей электронно-цифровой подписью и отправляет в регистрирующий орган по электрокоммуникационным каналам связи.

Вы оплачиваете нотариусу за заверение подписи 800 рублей и далее за сканирование и обработку документов – 100 рублей страница.

После государственной регистрации документы точно также необходимо получать у нотариуса. При получении документов у нотариуса на документах отсутствуют «мокрые» печати регистрирующего органа. Все документы заверяются в нотариальном порядке, нотариальная подпись имеет одинаковую силу с печатью регистрирующего органа. На титульной странице устава будет отметка, что документы заверены цифровой подписью. За получение документов также необходимо будет заплатить по 100 рублей за страницу.

Обратите внимание, не все нотариусы имеют возможность передавать документы по электро-коммуникационным каналам связи. Перед визитом лучше уточнить.

Все услуги оказываются в одном месте и достаточно быстро.  От заявителя требуется только подписать форму при нотариусе. Если требуется зарегистрировать срочно, и вы не можете тратить время на посещение регистрирующего органа, то это самый оптимальный вариант. Но за сервис надо платить и стоимость услуг сопоставима с размером госпошлины. Таким образом за услуги нотариуса вам придется заплатить около 4000 рублей. Точная сумма будет зависеть от стоимости услуг нотариуса и количества страниц в документах.

Через портал госуслуг

Для подачи документов онлайн требуется наличие личного кабинета на портале государственных и муниципальных услуг и электронно-цифровой подписи.  Пошлина не оплачивается. Необходимо оформление усиленной квалифицированной подписи. Стоимость будет различаться в зависимости от региона и дополнительных возможностей, и составит минимум 1500 рублей.

Вы распечатываете, подписываете и сканируете все документы за исключением формы 11001, загружаете сканы в транспортный контейнер, подписываете их ЭЦП и отправляете в регистрирующий орган.

Могут возникнуть сложности в самом поиске нужной услуги в списке на портале госуслуг. На портале странное деление на «Юридические лица» и «НКО» связано с тем, что в отношении ООО решение о гос. регистрации принимают территориальные органы ФНС, а в отношении НКО – территориальные органы Минюст РФ.

Вам нужна услуга «Принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», далее необходимо выбирать услугу «Государственная регистрация иных некоммерческих организаций».

Самый бюджетный вариант предоставления документов, но надо потратить время на поиск нужной услуги. Отлично подходит для отдаленных регионов и продвинутых пользователей ЭЦП.

На ваш выбор, после гос. регистрации документы могут отправить почтой или выдать лично вам.

Кризисный вариант – опустить в ящик в Минюсте

В каждом регионе он свой сценарий работы с ящиками для документов. При этом в некоторых регионах таких ящиков может и не существовать. Опишу два наиболее популярных.

Первый вариант –  можно вызвать специалиста с отдела регистрации и при нем подписать форму 11001 и потом опустить в общий ящик для документов.

Второй вариант – нотариально заверить форму 11001 и весь комплект документов опустить в ящик.

Если вы решили подавать документы таким способом, учитывайте, что документы из ящика могут потеряться, как полностью всем пакетом, так и частями и у вас не будет никакого документарного подтверждения предоставления полного пакета документов.

В этом случае отправка почтой немного надежнее.

Как видим, подать документы на регистрацию НКО возможно даже в условиях картина и с любой точки земного шара. В зависимости от выбранного способа будут различаться материальные расходы и количество затрачиваемого времени. Не откладывайте в долгий ящик.